Последние новости
» » Простить нельзя осудить

Простить нельзя осудить

3-05-2018, 08:32
Просмотров: 10
Версия для печати
Простить нельзя осудить

Премьера «Дьявола» в постановке Дениса Хусниярова в Краснодарском Молодежном театре была широко проанонсирована. И ожидания от нового спектакля были немалые. И хотя большие надежды редко оправдываются, но в данном случае нужно сказать, что Молодежка, как всегда, не подвела своих зрителей, настроенных на серьезную работу, на восприятие и анализ неоднозначного, достаточно сложного материала. Ведь произведения Толстого, может быть, по уровню психологического накала и эмоций и уступают романам Достоевского, но сильнейшее художественное и философское начало в них не может не пленить читателей. Как и завораживает зрителей Молодежного театра инсценировка «Дьявола» в авторстве молодого драматурга Аси Волошиной.


Режиссер-постановщик Денис Хуснияров собрал в Краснодаре замечательную команду, которая работала над «Дьяволом». Это художник-постановщик Эмиль Капелюш, композитор Виталий Истомин, художник по свету Игорь Фомин… И талантливая труппа Молодежки, которой, по всей видимости, любые творческие вызовы по плечу. Спектакль по Толстому, сразу нужно сказать, органично вписывается в репертуар театра, в историю которого действительно вписано немалое количество удачных сценических прочтений известных классиков. Но, пожалуй, по прозе Толстого в Молодежном театре спектаклей еще не было — тем более ценна эта работа. «Дьявол» — вещь автобиографическая, можно даже сказать, выворачивающая на свет Божий некоторые интимные переживания писателя.


Главный герой «Дьявола» Евгений — молодой помещик, поставивший перед собой после смерти своего отца множество благороднейших целей, которые постепенно реализует. Но запутывается, терзается духовно, казалось бы, из-за не стоившей выеденного яйца интриги с простой деревенской бабой. Страсть к ней сначала исподволь, потом полностью так захватывает его, что выход один: либо убить предмет страсти, либо самому умереть… Именно эти два финала предлагает Толстой читателям. В спектакле же всё несколько иначе, не столь категорично и однополярно.


Главную роль в спектакле исполняет Алексей Замко. И это одна из самых сильных его работ (по масштабу и значимости ее можно поставить в один ряд с ролью Алексея в моноспектакле «Один день» по рассказу Платонова «Река Потудань»), которую стоит актеру записать себе в актив: насколько убедительно он играет страдающего от раздвоения души, метания между долгом и страстью человека.


В спектакле есть несколько сцен, вызывающих у зрителя, что называется, ощущение мурашек по коже, и дело тут не в мистике, а в некоей выверенной и раскрытой тайне жизни, которая есть у каждого человека. Одна из таких сцен — с Евгением, Данилой и Старухой, то ли кликушествующей, то ли юродивой, то ли блаженной (дух захватывает от работы в этом образе актрисы Юлии Макаровой).


Впрочем, каждый персонаж в спектакле создается актерами настолько филигранно, отточенно, что к актерской игре нет никаких вопросов — одни восторженные восклицания, в том числе по отношению к заслуженному артисту России Дмитрию Морщакову (Дядюшка), Наталье Денисовой (Варвара Алексеевна), заслуженной артистке Кубани Людмиле Дорошевой и Светлане Кухарь (Марья Павловна, мать Евгения), Анастасии Радул и Евгении Стрельцовой (Лиза, жена Евгения).


Кто же дьявол в спектакле? Ведь им не может быть человек. Хотя такие мысли и могут проскользнуть мимолетно. Может, отчасти дьявол действует через Данилу, слугу


Евгения (его играет Ян Новиков)? Ведь это именно он свел молодого помещика с женщиной, возбудившей в нем потом неконтролируемую, как он считает, низменную страсть. Возможно, дьявол сидит в Степаниде (ее образ воплощают на сцене Полина Шипулина и Анна Нежута)? Но как мы можем судить об этом? Странно, что в рассуждениях самого Толстого есть такая мысль, что главный герой якобы в Бога не верит, а вот в дьявола приходится… Настолько велик для него соблазн в лице обычной деревенской бабы.


У спектакля открытый финал. Зрителям режиссер дает возможность самим додумать, погибнет душа главного героя или же, возможно, его минет чаша сия… Но имеем ли мы, зрители, моральное право выносить какой-то моральный вердикт главному герою, осуждать его или презирать? Вспоминая евангельскую притчу про того, «кто без греха, пусть первым кинет камень», нельзя не задуматься о том, что плохое и хорошее есть внутри каждого из нас.



Источник
Рейтинг статьи: