Последние новости
» » Результаты учителя - это результаты его учеников

Результаты учителя - это результаты его учеников

22-03-2018, 08:55
Просмотров: 31
Версия для печати
Результаты учителя - это результаты его учеников

О том, каких результатов добилось столичное образование за последние семь лет, почему с будущей профессией школьникам лучше определяться задолго до выпускных экзаменов, можно ли заставить директора думать о благосостоянии всех своих учителей и как рейтинг школ влияет на качество образования, главному редактору «Мира Новостей» Николаю Кружилину рассказал руководитель Департамента образования г. Москвы Исаак Калина.

- Мы с вами, Исаак Иосифович, последний раз общались в рамках встречи «В гостях у главного редактора» четыре года назад. Что нового произошло в московском образовании за это время?


- Как раз на рубеже 2014 года произошел переход всех школ Москвы на равнодоступное, идущее за конкретным учеником финансирование. Теперь ни у одного директора школы и его управленческой команды уже нет оснований сказать: «Город дает нам меньше денег, чем другой школе, поэтому многого от нас и не ждите».


Кроме того, школы в результате равновеликого обеспечения перестали раздувать штаты квазичиновников. Дело в том, что прежняя модель финансирования была привязана к штатному расписанию. Когда же стало понятно, что финансирование зависит от количества учеников, а не от количества заместителей директора, школам стало невыгодно раздувать административные штаты, и они начали бороться за то, чтобы в классы пришло больше учеников.


Таким образом, от департамента теперь не зависит объем финансирования школы. Он зависит только от учеников, которые захотели в этой школе учиться. Все это логически привело к укрупнению школ - на одного директора стало приходиться уже не триста учеников, как раньше, а, к примеру, три тысячи. Самое главное - это позволило запустить важнейший механизм московского образования - рейтинг школ.


- Под ним, как я понимаю, подразумевается вклад каждой школы в качественное образование?


- Верно. Если бы мы продолжали по-разному финансировать школы, сравнивать их результаты было бы нечестно. Но когда финансирование выровнялось, образовательные учреждения стали соревноваться, кто из них лучше по целому ряду показателей.


Поначалу они были простые: результаты ЕГЭ в 11-м классе, ОГЭ - в 9-м, диагностические работы учеников в течение года. Но со временем список показателей рейтинга дополнился. Добавился такой существенный показатель, как результативность профилактики правонарушений. Причем больше всего баллов школы получают, если состоящие на учете в органах внутренних дел ученики больше не совершают правонарушений в течение года.


Раньше мы эти результаты не афишировали, ведь статистика правонарушений зависит от очень многих факторов. Но когда семь лет подряд в Москве идет серьезное снижение правонарушений среди школьников, это все же о многом говорит. Мне кажется, для города это даже важнее, чем результаты ЕГЭ, ОГЭ и олимпиад.


- Стремление получить больше баллов в рейтинге привело к повышению результатов образования в целом?


- Конечно. Резко выросли результаты экзаменов в 9-11-х классах, увеличилось число победителей Всероссийской олимпиады школьников, ребята стали лучше выступать на Международной олимпиаде, и все это повысило конкурентоспособность московских школьников при поступлении в ведущие вузы на бюджетные места. Скажем, если прежде на известном физтехе МГУ среди первокурсников было примерно 8% наших выпускников, то сейчас - 25%, в ведущем медицинском вузе им. Сеченова на первый курс поступали 7% москвичей, а сейчас - порядка 30%.



ВЫБОР ПРОФЕССИИ – СО ШКОЛЬНОЙ СКАМЬИ

- О каких еще новых проектах стоит рассказать?


- Хотелось бы отдельно остановиться на программе интеграции всех уровней образования - от начального до высшего. Я говорю о ранней профориентации школьников.


В Москве активно развивается проект, который называется «Предпрофессиональные классы». Речь идет об инженерных, медицинских, кадетских и академических классах. Формально они начинаются с 10-го класса, но подготовка к ним ведется еще в средней школе в кружках и на дополнительных занятиях. Окончив 9-й класс, дети понимают, в каком направлении хотят двигаться дальше, и выбирают соответствующее направление. Только медицинских классов у нас создано под сотню, а инженерных - более ста.


Предпрофессиональные классы организуются только при наличии договора о совместной деятельности школы с профильным вузом и обязательно с профильным предприятием. Например, медицинские классы формируются при условии, что школа заключила договор с одной из московских клиник и Первым медом (в проект планирует включиться и Второй мед).


Если ребенок хочет учиться в предпрофессиональном классе, он должен предъявить свои высокие результаты ОГЭ по соответствующим предметам.


- А что собой представляет академический класс?


- Академические классы созданы совместно с Федеральным агентством научных организаций, и в Москве их десять. Мы решили остановиться на этом количестве, поскольку речь идет о ребятах, которые не только искренне хотят стать учеными, но и имеют к этому все склонности.


Известные ученые из Академии наук и различных академических институтов работают и общаются с юными учеными, в обычные школьные предметы которых вплетено большое количество дополнительных занятий выбранного научного профиля.


- Какие классы пользуются наибольшей популярностью у московских школьников?


- Самыми популярными оказались кадетские классы. Сегодня более 15 тысяч ребят учится в них. Кадетские классы не отделены от школы, а существуют внутри нее. Мы сознательно отказались от разделения детей, потому что не факт, что, однажды переступив порог кадетского класса, ребенок захочет в нем учиться до конца школы.


Проблема узкоспециализированных школ в том, что, попав в нее, ученик обречен идти по жизни по этому коридору. Но я считаю, что школа - это время проб. Если ребенок пришел в кадетский класс общеобразовательной школы, а не в кадетское училище, но понял, что военная стезя не его, ему не придется бегать по городу и искать, где ему учиться. Достаточно выбрать в своей же школе любое другое направление из того многообразия, которое предлагают ставшие сегодня крупными и солидными школы.



- Выбор профиля играет роль в судьбе школьника, но помогает ли ему это сдать ЕГЭ и поступить в институт?


- Первое. На результат ЕГЭ может влиять только усиленная подготовка по тем предметам, которые нужны инженеру, будущему ученому, врачу. Выбрав среди дополнительных предметов ЕГЭ физику или химию, ученик, естественно, сдаст их лучше, чем если бы он учился в классе, не имеющем предпрофессиональной направленности.


Второе. Вузы имеют право добавлять поступающему к ним выпускнику 10 баллов за портфолио, в котором собраны все достижения ученика за 11 лет учебы.


Третье. По окончании предпрофессиональных классов мы проводим предпрофессиональный экзамен вместе с вузом, а также предпрофессиональные олимпиады, и тем, кто займет призовые места, вузы также могут дать дополнительно 10 баллов к результатам ЕГЭ.


Конкуренция в ведущие вузы страны высокая, и дополнительные 10 баллов - очень серьезная прибавка к проходному баллу.


- Все же важно не просто поступить в вуз, а учиться в нем.


- Вы абсолютно правы. У нас почему-то стало целью именно поступить в вуз, но я убежден, что поступление - это всего лишь средство, а главная цель - учиться в вузе. Уверяю, что ребята, окончившие предпрофессиональные классы, учатся в вузах гораздо эффективнее, чем другие ребята.


Самое главное, что после «предпрофа» человек попадает в вуз не случайно, а определившись с приоритетами. Например, он идет учиться на врача не потому, что ему в школе легко давались химия и биология, а потому, что еще в школе он окунулся в профессию.


В СТОЛИЧНЫЕ ШКОЛЫ БЕРУТ ТОЛЬКО ЛУЧШИХ ПЕДАГОГОВ

- Исаак Иосифович, перед московским образованием всегда ставятся глобальные задачи, но можно ли сказать, что процесс его преобразования и развития завершился?


- Будущие перспективы образуются из сегодняшних результатов. Несколько лет назад перед нами стояла задача сделать так, чтобы в Москве не было «тупиковых» для учеников школ, и мы вышли на этот важный рубеж, подтянув к высокому уровню почти все школы города. Я говорю «почти», потому что, к сожалению, пока еще есть над чем работать.


- Что вы имеете в виду?


- В 2010 году у 60-70 школ Москвы были очень высокие результаты. Желая записать детей в такие школы, в ночь на 1 апреля рядом с ними родители жгли костры, не спали ночами, чтобы к началу открытия записи в 1-й класс оказаться первыми.


Такие кошмары происходили потому, что у остальных полутора тысяч школ никаких особых результатов не было, а родители хотели получать от образования результаты - знания для детей и, как следствие, возможность поступить в вуз. И если в 2010 году победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников представляли 74 школы (5% от общего числа школ), то во многих из остальных даже школьный этап олимпиады не проводился.


За последние семь лет мы добились того, что на сегодняшний день из работающих в Москве 600 с небольшим школ 321 школа имеет как минимум одного своего победителя или призера Всероссийской олимпиады. А победителей и призеров городского уровня Всероссийской олимпиады имеют практически все школы Москвы. И наша задача, чтобы их число увеличивалось год от года в каждой школе.



- То есть в Москве больше нет школ, о которых можно было бы сказать: забудь надежду всяк сюда входящий?


- К счастью, уже нет. Если выражаться военной терминологией, произошло выравнивание линии фронта, но не за счет отступления, а за счет серьезного движения вперед тех, кто раньше сильно отставал.


- Я знаю, что сейчас в московских школах нередко работают учителя из других регионов. С чем это связано?


- Надо понимать, что зарплата учителя, условно говоря, в Рязани - 20 тысяч рублей, а зарплата в Москве - 80 тысяч. При этом многие учителя из регионов ничем не уступают столичным коллегам, но просто так, с улицы, в московские школы никого не берут. Школы при приеме на работу просят кандидатов пройти независимую диагностику. В прошлом году порядка 70% соискателей не прошли ее и получили отказ в приеме на работу.


Кстати, добавлю: хотя никого из уже работающих учителей никто не заставляет проходить независимую диагностику, поскольку департаменту вполне достаточно базы данных о результатах учеников каждого учителя, многие из них делают это по собственному желанию и свои высокие результаты публикуют на школьном сайте.


СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ И НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ

- Можно ли вычислить средний возраст московских учителей?


- 42 года. Но мой опыт говорит: коллектив любой хорошей школы должен иметь три возраста учителей - 25-летнего, 40-летнего и 60-летнего, чтобы молодежь перенимала опыт старшего и среднего поколений и не изобретала велосипед, который до них уже был изобретен более старшими и опытными коллегами. Пусть изобретают новый.


- Сейчас часто можно услышать о том, что учителя используют в преподавании интерактивные доски. Звучит красиво, но как это работает на практике?


- Интерактивные доски - это часть инфраструктуры Московской электронной школы. Но важен контент. Последние 20 лет многие разработчики электронных ресурсов предлагали некое электронное чудо, которое осчастливило бы наших учителей. Хотя нас знакомили с неплохими продуктами, на уроках их, как правило, использовать было невозможно, потому что они создавались не под конкретный урок. Учителя решили сами ковать свое счастье и сами создают электронный сценарий урока так, как удобно им.


Мэр такую инициативу поощряет: 193 учителя уже получили по 100 тысяч рублей за разработку наиболее популярных сценариев уроков. Развитие Московской электронной школы постепенно освобождает учителя от рутинной работы и выводит его на новые горизонты в преподавании.



- Недавно мэр Москвы запустил программу активного долголетия для пенсионеров. В школах есть подходящая для различных занятий инфраструктура со спортзалами и классами. Будут ли образовательные учреждения участвовать в новой программе?


- В нашем городе 15 тысяч ветеранов педагогического труда, с которыми мы всегда и не один год работаем. Они у нас в школах занимаются в секциях и кружках по интересам, так что для нас ничего сильно не поменяется. Разве что масштаб станет другим - у наших ветеранов появятся новые друзья из числа других пенсионеров города. Многие школы уже заключили договоры с районными центрами соцобслуживания и обеспечения (ЦСО), которые будут направлять пожилых людей в школы, где будут проходить различные занятия.


- Выходит, образовательная система и здесь будет оказывать городу помощь?


- Не только городу, но и себе. Во-первых, эта программа будет городом финансироваться, а во-вторых, активные пенсионеры - бабушки и дедушки наших учеников - смогут своим примером положительно влиять на своих внуков. Это очень хороший способ установить контакты между разными поколениями.



Источник
Рейтинг статьи: